Бернард Шоу:
"Артист, расценивающий мои порицания
как проявление враждебности к нему,
совершенно прав: когда люди делают меньше,
чем могут, да к тому же плохо
и с апломбом, - во мне закипает
ненависть, презрение, отвращение к ним,
я готов разорвать их на куски и расшвырять
эти останки по сцене или эстраде".
Говорят, развитие происходит по спирали... Видимо, мы пришли к тому витку, когда на эстраде случился кризис. и все, что когда-то привлекало видимостью новизны, стало раздражать. Не только в вокале, но и танце. Который у нас самый несчастливый.
О "танцах, шманцах, обжиманцах" в эссэ Дарьи Джикович
В ЗАЩИТУ ТАНЦА
Танцуй перед народом,
С собой наедине -
И ты пройдешь по водам
И не сгоришь в огне.
Гарсиа Лорка.
На углу Невского проспекта и
Малой Конюшенной улицы летом часто выступают танцоры. Обычно вокруг них
образуется широкий полукруг зрителей, который мешает пешеходному движению.
Я тоже несколько раз останавливалась посмотреть на танцующих. В тот день
это была компания молодых ребят, показывающих рэп и брейк-данс. Они выдумывали
различные трюки, вертелись на голове, перепрыгивали через голову, завязывались
узлом и раскручивались в самых неожиданных позах. Одновременно они следили
за ритмом, слушали музыку, наблюдали за реакцией зрителей, хлопали и подбадривали
своих товарищей, выкрикивали остроумные реплики в толпу. Толпа вяло хлопала.
Безусловно, многим нравилось... Но только два человека из толпы сумели
оценить выступающих по достоинству. Это была трехлетняя девочка, которая
от восторга и ужаса от происходящего то пыталась тоже встать на голову,
то, зажмурившись, пряталась к маме под юбку. Вторым же был грязный вонючий
бомж, который сидел на земле недалеко от меня и кричал в восторге: "Ну
же, давайте, люди, подбодрите ребят! Ведь это великое искусство - управлять
своим телом!"
Таково сегодняшнее отношение
большинства людей к такому виду искусства как танец. Я не имею в виду собственно
брейк-данс или современный клубный танец. Отношение российского общества
к "танцам - шманцам - обжиманцам" всегда было отрицательно-насмешливым.
С кого это началось, с уверенностью
сказать трудно. Зато первое, что приходит на ум "из Крылова" - " Ах, ты
пела, это дело! Так пойди же попляши!" В детском фильме "Королевство кривых
зеркал" 7-летние Оля и Яло с недоумением смотрят на кривляние и вихляние
под визгливые звуки джаза придворных танцоров. "Папа таких всегда называет
бездельниками и лентяями", - делает свой вывод не по годам развитая девочка.
Уже в постсоветском фильме "Танцующие призраки" парень, будущий журналист,
посмотрев балетную постановку, в которой выступает его девушка, делится
с ней впечатлениями: "Там вот декорация была, куст, так вот она качалась…"
- "Правда?!!" - "Да, и вообще, - продолжает издеваться парень, - как бы
всех этих танцоров, такие трудовые массы, да занять общественно-полезным
трудом!…"
Ох, уж эти бездельники, танцоры!!!
Но "сильнейшая в мире" держава
должна была быть сильной в любых областях, в частности, и в искусстве.
Что касается танца, акцент здесь был поставлен на классический балет и
народный танец. Бесспорно, что в балете, как и в спорте, Россия занимала
(и занимает до сих пор) одно из лидирующих мест. Но танец эстрадный…
Для всякого искусства необходим
богатый внутренний мир, полный ощущений, впечатлений, стремящийся выразить
себя в образцовой форме. А эстрадный танец - это тоже балет?! Только балет
низкосортный?!.. В европейском обществе всякий высококачественный танец
должен иметь балетную основу, независимо от характера танца: это может
быть испанское фламенко, джаз, рок, русский фольклор и т.д.
В стрессовых ситуациях человеческое
тело пытается защитить себя самостоятельно: человек втягивает голову, напрягает
затылок, шею, плечи, "сворачивается клубочком", "прячется в свой панцирь",
пытается закрыть солнечное сплетение. Это естественная защита живого организма.
Точно так же защищают себя медведи, зайцы, мыши, пчелы.
Но после подобного стресса
человек чувствует себя опустошенным, главным образом оттого, что у него
слишком долго был напряжен плечевой пояс, который является самым зверским
и неблагодарным поглотителем энергии.
Легко ли победить этот инстинкт,
данный нам от природы, оставшись при этом тонко чувствующим существом,
а не танцевальной тупой машиной, не ведающей страха?. . Для этого нужна
внутренняя сила, так называемый "кураж" (courage).
Станцевать сложнейшую вещь
с такой легкостью, чтобы все подумали: "Ой, подумаешь! Я бы тоже так смогла!",
ощущать музыку и рисовать ее своим телом, жить ритмом и в ритме, в течение
многих лет ломать себя, свое самомнение, свое тело, - это и делает балет
искусством. А эстрадный танец?...Это что?! Не вышедший рылом балет?...
Да балет - это классно... Гораздо
престижнее заявить, что ты занимаешься классическим балетом, а не каким-то
там стэпом. Сколько? - Да уже несколько месяцев. Или даже положим 2 года!
Для балета цифра одинаково смешная... А для танца эстрадного?... Да по
2 часа в неделю?..
При перемене политического
строя любое общество не сможет изменить свой менталитет мгновенно. Это занимает
время, может смениться целое поколение, прежде чем люди начнут мыслить
по-иному и принимать новые идеи. Многое в нашей жизни меняется. Но
что касается эстрады...
Все же западная эстрада и
танец, в частности, не позволяет себе так глумится над публикой, как это
делают в России. Дело в том, что, скажем, в Соединенных штатах возникает
такое огромное количество музыкальных групп, что если ты не будешь лучшим
из лучших, тебя просто задавят. Зрители смотрят прежде всего на твою энергоспособность,
на голос, чувство ритма. Это и заставляет певца, случайно попавшего в "лучшую
двадцатку песен на этой неделе", немедленно стать еще и танцором. Посмотрите,
как работают на сцене Мадонна, Майкл Джексон или Бритни Спирс! Они выкладываются
полностью! И по праву зарабатывают свои миллионы! А теперь сравните их
с нашей эстрадой…
Вы не видели концерт Витаса
по первому каналу? Если нет, вы многое пропустили. Глистообразный членистоногий
Витас (белый, худой, с черной головкой) улыбался публике мелкими зубками
и скулил под фонограмму. Он изображал инопланетянина, который был послан
на Землю более развитой цивилизацией, чтобы подарить миру новый голос.
Позади него стояло человек двадцать из подтанцовки в таких "космических"
костюмах, при виде которых почернел бы от зависти сам Люк Бессон, снявший
фильм "Пятый элемент". И чем же занималась эта подтанцовка на протяжении
песни? Ничем!! Они стояли в одной позе, к следующей песне изменили ее,
а потом дружно поползли за кулисы. Сам Витас, оставшись один и продолжая
улыбаться слюнявыми губами, вначале задрал одну ногу, поставил ее на землю,
потом задрал вторую и стал наслаждаться истерическими восторженными воплями
девушек. Спасибо, Витас, за ваш дар!
Блестят на сцене своими костюмами
"Блестящие", машет руками и топочет ногами группа "Руки вверх", задорно
освещает нашу серую беспробудную жизнь Катя Огонек, истекая медом и патокой………
И никто из них не понимает, как пошло они выглядят!
Замечали ли вы, что, когда
мы смотрим какой-нибудь концерт по телевизору, то камера никогда не стоит
на месте. Более того, она то отъезжает, то подъезжает, меняет ракурс, показывает
восторженые физиономии некоторых зрителей - и у нас создается впечатление,
что на этом концерте жутко весело, что танцоры и певцы полностью выкладываются, что техника их движений идеальна и синхронна. Тот же самый прием мы можем наблюдать в клипах. Если смазливая "команда пацанов" и танцует, то их движения показывают всего несколько секунд (не сомневаюсь, самые удачные движения), - и мгновенно зрительный ряд меняется. Сам танец как таковой отсутствует.
Если же подобный обезъянник выпустить на сцену неподготовленным, они будут
веселиться, как на дискотеке, вероятно полагая, что своей трогательной
"естественностью" они покорят сердца поклонников. Поклонников, воспитанных
нашей эстрадой, которые принимают это за эталон.
Наша эстрада пародирует западную.
Причем, по принципу "И так сойдет!" Действительно, зачем тратить деньги
на поиски и сложное обучение талантливых ребят, если вот у гитариста знакомого
дочка мечтает о сцене, друг попросил своего парня пристроить… Ребята ничего,
стандартные, раскрутить их можно.
Эстрада - это всегда бизнес.
В любой стране и в любое время. Но уровень эстрады зависит от культурного
и интеллектуального уровня каждой страны. Не только в России, но и в Америке
и в Европе этот шоу-бизнес ориентируется на молодежь 12 - 25 лет, на их
интересы и проблемы.("Поцелуй меня везде - восемнадцать мне уже", "You
love me baby - You love me maybe", "Круто, будет party у Децла дома - гуляют
все друзья, гуляет вся школа") Уровень танца соответствующий.
Имидж всемирно известного
канала MTV за последние 10 лет резко изменился. Если раньше он был ориентирован
на людей 20 - 35 лет, то теперь число зрителей составляют одни тинэйджеры.
Речь ди-джеев примитивна, в их движениях - одни понты, шутки дурацкие,
вымученные... Отсюда и стандартный набор песен. Единственное, за что хочется
от всего сердца поблагодарить - нет русской попсы.
В идеале, песня, музыка должны
создаваться для эстетического наслаждения, для души. И потребность самовыражения
человек находит в танце. Далеко не все умеют танцевать, - а на дискотеку
сходить так хочется, так хочется показать всем, что эта песня тебе очень
нравится и как классно ты под нее танцуешь.
Но как, где можно недорого
и быстро научиться танцевать? И тут на помощь девочке прилетает добрая
фея в виде "Dance school - for a cool girl". В велосипедках, кроссовочках
и коротких футболках девочки собираются в нетопленом спортивном зале одной
из школ. Под руководством молоденького тренера они разучивают за 2 месяца
танец и потом "сдают экзамен". Желающие продолжать заниматься переходят
"на второй уровень" и трясут со своих родителей деньги: "Миша обещал, что
через полгода мы с девочками будем выступать в ночном клубе". А вечером
они смотрят по телевизору, скажем, концерт "Стрелок" и решают: "Вот и я
так умею. Даже круче! Нас там Миша так мучает - я даже иногда потею!"
К сожалению, такое обдуривание
простых людей принято и за границей. Например, "курсы фламенко за 3 недели"
в Испании. Люди приезжают в Испанию с разных концов земли! Может, они даже
лучше чувствуют музыку и танец, чем сами рядовые испанцы, - а получают
фигу с маслом и кастаньеты в придачу.
Исправима ли сегодняшняя
ситуация с российской эстрадой? Едва ли… Деньги правят миром. А шоу-бизнес
- это тоже целый мир, со своими законами. Никакой имидж-мейкер не позволит
своему конкуренту выпустить на сцену более талантливых ребят. "Кто был
ничем - то станет всем". Для них, для их кошелька "искусство" должно быть
доступно окружающим. Оно должно быть примитивным, чтобы зрители приняли
исполнителя в свои ряды, чтобы кто-нибудь однажды, сидя с бутылочкой пива
перед телевизором, решил: "Этот чувак на сцене такой же прикольный, как
и я". ("Никто не лучше никого" Д.Циликин)
На сегодняшний день российская
эстрада настолько сама себя обесчестила, что, пожалуй, должно пройти много
лет, прежде чем народ начнет понимать, что же есть танец на самом деле.
Эти вульгарные подтанцовки (в огромном количестве!) еще более вульгарных
певцов создают, в конечном счете, у непросвещенного зрителя впечатление,
что это "круто", "так и должно быть" и "надо тоже пойти поучиться современным
танцам". Потому что это каждый может… А балет.…Вообщем, тоже ножками машут и прыгают. Где большой и где маленький танец никто не знает и не задумывается...
Хотя... прикольно звучит :" Я, мол, чуваки, с тусовки балетной привалил…"
Дарья Джикович,
молодая, подающая надежды танцовщица; февраль 2003 г.
Спорно? Спорно... Но не всё!..
"….произведение искусства абсолютно самодостаточно. Оно заключено в самом себе, и лишь там.
Кстати сказать, таков ведь и критический текст. Потому совершенно абсурдно выглядит упомянутый - традиционный - вопрос всех мобилизованных на борьбу с критиком: "А сам-то он кто такой?" Да кто угодно. Процесс написания текста - хоть бы и критического, хоть бы и журналистского - подчиняется ровно тем же законам художественного творчества, что и все остальные виды оного занятия. Будто автор по своему произволу решает, "похвалить" ему или "поругать"! Текст пишет себя сам - уж что придумалось, то придумалось, а, как известно, единственный способ избавиться от мысли - перевести ее изнутри головы наружу"
Дмитрий Циликин
Наша "контрольная" по теории...