High Hat logo image

На страницу 'Лошадь и Танец' На главную страницу Обратная связь Содержимое Поиск

Лошадь и Танец

«О чем твои стихи?» - Не знаю, брат. Ты их прочти, коли придет охота. Стихи живые сами говорят, И не о чем-то говорят, а что-то. С.Я. Маршак


Конные театры мира
  • Бартабас: Пиаффе и фуэте.
  • Академия Конного Спектакля в Большой Конюшне
  • Контакт инстинкта и интеллекта
  • Кентавры из Франции
  • "Триптих".
  • Конный король
  • Стенограмма программы "Ночной полет"
  • "Макбет" в конном театре
  • Жан-Марк Эмбер
  • Мсье Бартабас - "Человек Лошади"


  • рис. Анастасии Наумовой

    Мсье Бартабас - "Человек Лошади"

    Автор: Анастасия Наумова, 19.04.2001
    Рассказ об уникальном конном театре из Франции.

           Франсуа Боше и Джеймс Филлис выступали в цирке, у Франкони был собственный цирк. Они не были военными или придворными, и только арена была местом приложения их талантов. Свое умение они демонстрировали, будучи актерами, что придавало их работе особый шарм и артистизм. И соревновались они только сами с собой в попытке достичь совершенства. К сожалению, в те времена никто не мог запечатлеть их мастерство - это эфемерное искусство, которое существовало, пока жив был мастер, и которое мы можем себе лишь представить. Все это наводит на философские мысли о самоуглублении и отрешении души от суетного и земного в Высшей школе верховой езды у лучших представителей тех времен.

    рис. Анастасии НаумовойЧто касается современности, то вместе с закатом конного жанра в середине XX века, конные номера в цирке остались лишь, как дань традиции. Хотя и в наше время при желании можно открыть для себя много интересного, причем для этого не надо путешествовать по "заграницам", можно просто воспользоваться современными средствами связи, выбирая на свой вкус между Венской школой (Австрия), Соумюром, Шантильи, цирком Грасса, театром Zingaro Барбатаса (Франция)... Нужно только найти то, что тебе по душе. В этой статье я хочу познакомить читателя с весьма необычным конным театром, который отличается от знакомых нам конно-цирковых или спортивных зрелищ преобладанием в нем черт современного театра.

    ZINGARO

    Zingaro - это не фамилия основателя театра, это имя любимого коня человека, который дал жизнь всему тому, что мы можем сейчас увидеть, который является автором всех спектаклей и главным режиссером, а также одним из основных действующих лиц. И зовут его Бартабас. Эта фамилия или, скорее, театральный псевдоним, звучащий так странно, готовит нас к чему-то необычному, интригует, а интрига - это уже принадлежность хорошего театра. "Zingaro" родился из цирка-кабаре середины 80-х годов. Представления давались в стиле кабаре: пели цыгане, подавали горячее вино. Восточные вольтижеры, кавказские джигиты и казаки, португальская и испанская школы, комические выступления клоунов - все это придавало цирку своеобразный колорит и имело среди зрителей большой успех. Но все меняется, изменилась жизнь, изменился и цирк. Постановки Бартабаса более позднего времени - "Chimere" (несбыточная мечта, химера) и "Eclipse" (затмение) не имеют ничего общего с кабаре или цирком. Каждый спектакль предполагает свою сюжетную линию, которой подчинены все остальные действия, и являются попыткой философского осмысления жизни, в том числе - смысла общения человека и лошади.

    рис. Анастасии Наумовой"Chimere" посвящена Индии, ее легендам и преданиям. Сопровождает действие живая музыка и песнопения, исполняемые индусами, которые, похоже, были специально приглашены Бартабасом из их родной страны. Это волшебное путешествие, наполненное своеобразной восточной музыкой, в страну грез и мечтаний, где всадник - одно целое со своим конем, где правит мифический кентавр и есть место всем - и чудакам, и героям.

    Центральная часть арены, где происходит действие, залита водой, которая, благодаря эффектам освещения, приобретает магический бархатно-черный цвет, и отражение в ней тоже несет смысловую нагрузку. Все действие спектакля происходит по песчаной дорожке, окружающей воду, и в самой воде. Это и воздушный вольтиж восточных наездников, и танец индийской красавицы на спине коня и джигитовка двух всадников, когда впереди скачет то один из них, то другой, и все их движения наполнены восточной пластикой. Это и вольтижировка на неоседланной лошадке восточного типа, и, конечно, сам неповторимый Бартабас, который разыгрывает замечательные пантомимы с помощью своих преданных партнеров. Выполняя номера Высшей школы так непринужденно и артистично, он способен заворожить зрителя так, что забываешь обо всем. Ко всему этому добавляется еще выразительная мимика всадника-актера, которая превращает эти пантомимы в замечательную театральную игру. Бартабас показывает нам всевозможные захватывающие элементы, такие как галоп на месте и назад, и многое другое, так что есть на что посмотреть и чему поучиться.

    рис. Анастасии Наумовой"Eclipse" - следующая постановка Бартабаса - рассказывает о единстве и противоположности двух связующих начал - черного и белого. (Все мы знаем этот восточный символ, где белый цвет переходит в черный). Для конника это еще и два цвета, которых не существует в мастях лошадей. В этом спектакле современные цирковые номера сведены к минимуму, остались только классические: вольтиж, почта, работа на длинных поводьях, галоп назад. Все действие сопровождает столь любимая автором восточная музыка, на этот раз корейская.

    Работа в театре - не единственное амплуа этого человека. Он известен и как кинорежиссер. Бартабасу, как человеку творческому, активному, оказалось недостаточно создать свой театр, свои спектакли, он увековечивает свои идеалы и доказывает свои убеждения с помощью кино. Его первый фильм "Mazeppa" достаточно известен в Европе - как любителям кино, так и любителям лошадей. Снятый в лучших традициях французского кино, если вспомнить о его сюрреалистических опытах, "Mazeppa" имел успех на Каннском кинофестивале. (К сожалению, похоже, не существует его версии на русском языке). Фильм посвящен искусству живописи, это - посвящение Жерико, пожалуй, самому страстному рисовальщику лошади и не слишком известному у нас художнику, зачинателю новой эпохи в живописи XIX века, и искусству верховой езды - это также и посвящение Франкони, одному из великих всадников прошедших эпох. Кроме того, это еще и история страсти, любви и предательства...

    Жерико пытается постигнуть движение лошади: он считает, что экспрессия движения в скорости и лихости, но Франкони, помогая ему в постижении тайны единства всадника и коня, доказывает, что смысл не в скорости, а в "медленности" внутри аллюра, в полном подчинении коня, именно из этого рождается волшебное звучание верховой езды.

    Кино интересно и тем, что это, наверное, один из немногих фильмов, снятых профессионалом - конником очень высокого класса, благодаря этому мы избавлены от неточностей и наивностей обычных фильмов, посвященных лошадям и всадникам. Посмотрев его, можно на многое открыть глаза, многому научиться. Здесь есть, чем восхититься. Когда я, впервые посмотрев этот фильм, увидела, насколько медленным может быть галоп, как лошадь без труда делает галоп на месте и назад, глаза у меня открылись так же широко, как и у генералов, наблюдающих за этим в фильме. Раньше, читая Филлиса, я могла себе это только представлять, но никогда не думала увидеть.

    О другом фильме Бартабаса, я думаю, читатели журнала "Кони Петербурга" уже слышали из рассказов К. К. Кульчицкого на страницах журнала о съемках этого фильма в Якутии. Это "Chaman".

    Что можно еще сказать? Надеюсь, каждый желающий сможет составить свое мнение о творчестве этого "un homme cheval accompli", как говорят французы, по-русски - конник, дословно - "человек лошади". Если судить по видеофильмам, то можно сказать, что прав автор книги "La chute de cheval" Jerome Garcin, сказавший в одном из рассказов о Бартабасе, что ни в одном из его спектаклей нет механического, повторяющегося, и что нужно представить Cadre Noire (Саумюр) без надменности, без механического в движениях, и то, что показывает Бартабас - это скорее чувственная Высшая Школа.

     

    Не религия, но магия | Почему его подошва... | Дневник Исидоры | Внимание, съёмка! | В словарик звезды
    Vip ложа | На сцене и вне её | Боль | Лошадь и танец | Искра божья | Коллекция праздников
    Дневник Исидоры-2 | Пляшите! Вам письмо!
    Змеи Петербурга | Что-что?.. - переведите!
    Send mail to myshabalerina@yandex.ru with questions or comments about this web site.
    Copyright © 2002 Театр-студия "Хай-Хэт" Елены Чубаровой, Saint-Petersburg. Design  by  Myshilda`s Web-studio
    Нарушение авторских прав преследуется со всей жестокостью классического экзерсиса. При перепечатке ссылка на авторов и адрес сайта обязательны!

    Last modified: 06-фев-2003 00:07

    Хостинг от uCoz