|
|
БАЛЕТ - ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВОГазета "Санкт-Петербургские ведомости"Интервью Аллы Шарандиной с Николаем Цискаридзе
- Недовольны спектаклем? - Сцена маленькая. Тяжело. - А Германна вам не было трудно играть? - Тяжелее всего выйти и станцевать вариацию. не имеющую отношения к конкретному персонажу. Потому что ты должен быть в эти мгновения идеальным, как дистиллированная вода. Для нас, русских актеров, абстракцию воплотить сложнее, чем порыв человеческих страстей. - Так вы все таки играли или танцевали Германна? - Как можно играть, не танцуя, и наоборот? Нельзя разделять эти два понятия в балете. - Разве нет таких героев, которых нельзя станцевать? - Нет, станцевать можно все. Нужны хороший композитор и умный балетмейстер, который подберет подходящую музыку. А ещё - талантливый и грамотный постановщик. - Можно создать и танец Раскольникова со старушкой процентщицей? - Почему бы и нет? Достоевского очень много ставили. Для каждого писателя должен быть читатель - не тот, кто может только прочитать, но тот, кто сможет перевести книгу на язык жеста, танца, музыки, оперы... - А вы как читатель что предпочитаете? - Под настроение... Вообще читать очень люблю. Но иногда внимание настолько рассеянное от усталости, что не могу сосредоточиться на тексте: пять раз проглядываю одну страницу и ничего не понимаю. В таких случаях обычно беру мемуарную литературу, которая легко читается и достаточно увлекательна. Не люблю детективы, совершенно не приемлю любовные романы. В детективах очень быстро интригу просчитываю, и мне тут же становится неинтересно. А любовные романы... Столько есть хороших книг о любви, зачем же читать про то, как "он покрылся потом, и я часто задышала"?... - Как еще вы отдыхаете? Обычные люди вроде нас в театр ходят, вряд ли вы тоже так расслабляетесь. - Да, в театр отдохнуть хожу редко, - вздыхает, широко улыбаясь, Николай. - Для меня самый лучший отдых - лежать на диване. В отпуске люблю море, солнце. Моя мечта: на матрас - и в воду! И чтобы меня никто не трогал и плавать не заставлял. Хочу просто лежать, лежать, лежать... Тело настолько жаждет покоя, что когда кто-то начинает бегать по пляжу или играть в волейбол, я смотрю на него с ужасом. - Разве не вредно так нежиться артисту балета? Потом ведь, наверное, сложнее восстановить форму. - Мне кажется, не вредно делать то, что хочется. - Известно, что вы смотрите видеозаписи своих выступлений, чтобы отмечать возможные ошибки и неточности в исполнении. А когда видите, как танцуют коллеги, тоже оцениваете их в первую очередь с профессиональной точки зрения или наслаждаетесь искусством? - Когда смотрю старые записи балетных спектаклей, то с интересом
наблюдаю, какие были тогда критерии исполнения, сравниваю. На современные
балеты смотрю, конечно же, как профессионал. Не могу выйти из своей шкуры
и перестать быть артистом. Редко посещаю театр как зритель. На меня вообще
мало кто из балетного народа производит сильное впечатление. Бывает, правда,
изредка сочетание чего-то волшебного, и тогда...
- А от чего еще вы можете получить эстетическое удовольствие? - От драматического спектакля, от оперы. Люблю "Пиковую даму" в Большом. Там она потрясающе поставлена. Когда я еще был артистом кордебалета, я часто из-за кулис слушал, как зловеще пела Графиня - Ирина Константиновна Архипова. Помню, тоже доводилось очнуться нескоро - только когда уже героиня отдавала Богу душу. Как-то меня пригласила на свой концерт в "Россию" Тамара Гвердцители. Обычно эстрадные звезды что делают? Пляшут, бегают по сцене, заводят огромный зал. А она всего лишь села на лестницу, ведущую к зрителям, и спела "Мамины глаза". Я совершенно несентиментальный человек, но поймал себя на том, что среди общих всхлипываний тоже сижу с зареванным лицом... - Себя драматическим актером вы не видите? - Это другая профессия, надо заниматься ею долго и упорно. У меня не поставлен сценический голос. С него и нужно начинать. А в кино требуется прежде всего яркая внешность, дальше - дело режиссера и монтажера. При хорошем монтаже даже бездарный человек в кадре может выглядеть гением и умницей. И когда я впервые попал в телевизионное закулисье (а телевидение можно считать младшим братом кино), я был поражен. Ведущая плохо говорила на родном языке, сыпала бесконечными междометиями, сама не обладала эффектной внешностью... Зато у нее был богатый покровитель и профессиональный редактор. Последний склеил ее в передаче так, что зрителям она казалась красавицей интеллектуалкой. Вот и в кино то же... - Значит, вам не хочется, чтобы вас клеили и лепили? - Хочется, но меня же никто не звал! (Цискаридзе смеется.) Наверное, думают, что даже склеить не получится... Видел много свежих фильмов с новыми лицами в кадре, но так и не понял, по какому принципу они туда отбираются. Ведь с актерским талантом большинство из них, по-моему, не дружат. - В кино сейчас есть тенденция приглашать модных персонажей, своим участием поднимающие сборы фильма. - Не модных, а тусовочных. А самое модное у нас, мне кажется, - тампакс и кариес, судя по тому, сколько времени уделяет им телевидение. - А то, что вы делаете, вы не считаете модным или популярным? - Конечно, нет. Балет - это элитарное искусство. - Но на ваши спектакли билеты и в Большой театр не достать - столько людей хотят приобщиться к искусству. - Ну разве это много? Концерты эстрадных звезд собирают куда больше публики. Балет же - искусство избранных. Нельзя, отключив мозг, созерцать классический балет, надо над ним думать. А зачем? Можно ведь просто послушать... как зовут этих девочек? "Тату"? Они даже нотной грамоты не знают. - Разве плохо быть элитарным? - Не плохо. Я как-то такое сказал по телевизору, и на меня потом долго бросались в эфире эстрадники, говорили, что я не понимаю, как пашут бедные "Стрелки" в уральских деревнях. Но ведь не хотят - пусть не пашут. Они бы вышли разок хотя бы "класс" сделали, не говоря уже о том, чтобы на сцене подпрыгнуть как надо. - Но у "Стрелок" другой рабочий инструмент - голос. - Фонограмма их инструмент. Под нее - я тоже Мария Каллас. - Традиционный вопрос: не собираетесь участвовать в юбилейных торжествах в Петербурге? - Если пригласят, конечно. Вообще, я довольно часто бываю в вашем
городе - наверное, чаще всех солистов Большого. Первый раз побывал здесь
в 1981 году, еще мальчиком. Это была сказка, а не город. Тогда на каждом
шагу в центре не висел "Кальвин Кляйн" - торжественно стояли исторические
дома, выкрашенные в исторические цвета. 20 лет назад моя мама водила меня
по цветущему Летнему саду, рассказывала про каждую белую статую... Москва
мне тогда показалась страшно неинтересной по сравнению с Ленинградом. Но
теперь мои детские воспоминания очень контрастны с нынешним восприятием
города. В Летнем саду я увидел облупленные статуи и консервные банки на
газонах.
- Вы полагаете, только в Петербурге такое бедствие? - Да нет, конечно, в Москве так же. Но там правительство ближе. Ведь искусство нуждается в дотациях, которые, к сожалению, нужно выбивать. Вот мы с вами сидим сейчас в звездной гримерке Мариинского театра! (Обвожу взглядом маленькую комнатку: три скромных туалетных столика с табуретками, советский диван, стеснительно накрытый, как в больнице, простыней. - А.Ш.) В Большом то же самое. А в зале "Россия"?!. Тем не менее, когда приезжают иностранные президенты и короли, им показывают балет и оперу. А не "Стрелок". Так что мы по-прежнему лицо государства. |
Vip ложа | На сцене и вне её | Боль | Лошадь и танец | Искра божья | Коллекция праздников Дневник Исидоры-2 | Пляшите! Вам письмо! Змеи Петербурга | Что-что?.. - переведите! Send mail to
myshabalerina@yandex.ru with
questions or comments about this web site.
|