|
|
Высокая поэзия конного шоу Одного известного спортсмена спросили, почему он, побеждая, никогда не поднимался до рекордов?.. "У меня были слабые соперники", - убеждённо ответил чемпион. Чтобы держать высокую планку в искусстве, тоже необходимо владеть информацией о том, каковы достижения мирового уровня. Если с балетом, оперой, живописью, драматическим искусством всё обстоит достаточно успешно, то о достижениях в мире конного спектакля информацию приходится собирать урывками, надеясь на друзей и удачу. Особенно, если нет возможности регулярно выезжать на международные конные фестивали. Думаю, становление русского конного театра, как жанра, и серьёзное к нему отношение без информации такого рода весьма проблематично. Обычно конное шоу оценивается с точки зрения выездки, дрессуры и т.п, т.е с точки зрения спорта или цирка, хотя конный театр за рубежом признан, как отдельный вид искусства. (Существует, например, постановка "Макбета" Шекспира, где одними из главных действующих лиц, философским началом спектакля являются фризские лошади, под верхом и на свободе... А Бартабаса - создателя "Зингаро" легко обидеть, назвав его театр цирком...) Наш ускоренный ритм жизни и мода диктуют стиль "экшен", теряется способность к созерцанию и смакованию искусства, и многие ищут спокойствия в экзотических религиях, заранее и с безнадежностью махнув на искусство рукой... Но именно сейчас тот самый "катарсис" (духовное очищение через эмоциональное потрясение), который и был всегда смыслом существовани искусства, неожиданно ВОЗРОЖДАЕТСЯ ИМЕННО В КОННОМ ТЕАТРЕ. Лошади, неизменные помощники человека, теперь спасают человеческие души... Конечно, невозможно забыть, наслаждаясь спектаклями Бартабаса, что именно он - режиссёр зрелища, а не только блестящий исполнитель. Но в его театре не возникает мысль посчитать - сколько раз коня положили или посадили, например... (Давно замечено, что можно сделать тройное сальто и остаться неоценённым, но достаточно просто совпасть с музыкой, повернувшись единожды, и зал взволнованно выдохнет, словно он спустился с "американской горки"...) У Бартабаса понимаешь, что и конный театр - это всё-таки не что иное, как СЦЕНА, только приспособленная для удобства лошади. И требования здесь те же: философия номера и спектакля в целом, харизматичность и актёрское обаяние. Именно у этих законов театра и служит "на посылках" техника. Работа Бартабаса, как режиссёра, видна и бесспорна. К тому же его талант претендует на УНИКАЛЬНОСТЬ. Тем более потрясло меня конное шоу "Золотая грива-2005" (Авиньон, Франция). Не знаю, может постановщик просто расставил номера в определённом порядке, как это и делается в эстрадной режиссуре (когда последующий номер не гасит предыдущий, а поднимает его к эмоциональному пику финала). Может, отдельные номера режиссировал локально кто-то другой (и славы он не дождётся...), но тем не менее прослеживался спектакль, ведомый талантливой рукой. Возможно, то же самое действо в другой постановке оставило бы нас равнодушными. И, естественно, я заинтересовалась - кто именно "крёстный отец" этого зрелища. Авиньонское шоу, состоящее из лучших конных номеров мира, уже который год собирает Стефан Ролан (Stephane Roland). "Каждый спектакль в Авиньоне - это моё личное ощущение. Я создаю его в течении года, потому что какие-то номера оказываются лучше других или со временем начинают улучшаться. Наш зал собирает 5 тысяч человек. Задача шоу состоит в том, чтобы раскрыть человеку, ничего не знающему о лошадях, уровень идеала великолепного высокопрофессионального номера, чтобы зрители получили эмоциональный и интеллектуальный "шок". Каждый номер в шоу имеет свой аккомпанемент и, следовательно, свою "картину", своё "лицо". Одинаково важно и хорошо управлять лошадью и дирижировать оркестром" - говорит Стефан Ролан. Да, в шоу оркестр является одним из действующих лиц. Сама музыка разнообразна и великолепна. "Живой" джазовый ансамбль прямо на трибунах, мужской хор, оркестр, живая фонограмма модных мелодий, поэтическая речь непосредсвенных исполнителей в некоторых номерах... Такая эклектика не разрушает, а только углубляет каждый номер, а между картинами в зале на мгновение гасится свет, и наступает тишина. Про постановку самого сценического света и про грунт говорить не приходится... Всё на высшем уровне. Здесь были бы счастливы танцевать ноги танцовщицы и скакать ноги лошади... Освещение таково, что невольно вспоминаешь: именно Франция - родина великих художников-импрессионистов. Конечно, в шоу вложены огромные деньги. Чего стоит настоящий табун лошадей и стадо диких быков в голубом лазерном тумане среди огромного пространства сцены спортивного-концертного комплекса... Но! Дирижёр мужского хора на "заднике" в треугольнике контрового света, который выглядит на фоне выездки из Saumur*а, как гиганский живой мексиканский кактус!... Это уже идея и работа постановщика! А вот номер Паскаля Жоли-Потуза (Pascal Joli-Pottuz) с его трогательным вороным конём Базилем и белым голубем... ...Конь встаёт сначала на ящик, потом прямо на этом ящике, последователно меняя ноги, проявляя чудеса равновесия, на кубики, каждый из которых чуть меньше подошвы копыта. Вот казалось бы и всё... Но... Человек и лошадь пытаются стать ближе к небу, чтобы дотянуться до звёзд. Дрессировщик с радиомикрофоном, и мы слышим, как он говорит с Базилем, ободряя его и обнадёживая: "сегодня мы обязательно достанем звёзды!" (Трепет голоса воспринимается, как часть музыки...) Начинаясь беззаботно, даже иронично, номер становится полным драматизма, когда, после взволнованной речи, вдруг нарастает мелодия в исполнении оркестра, словно учащается пульс, или всё сильнее и сильнее раскачивается огромный маятник времени... Речевые "подходы" ..., паузы, дыхание... всё собрано так, словно это поработал наш великий Лев Додин или Юрий Любимов. "Путь к небу" вместе с вороным конём совершает белый голубь. Ком в горле... "Паскаль - истинный поэт,- говорит о нём режиссёр,- Его коню больше 20 лет. А его голубь - это часть его поэзии". Наши драматические режиссёры, пожалуй, сглотнули бы слюну, посмотрев, что можно, например, сделать, имея потрясающий дуэт пластичного драматического актёра и всадника, владеющего техникой выездки мотивированной и захватывающей, (то искусство конной корриды, когда к ужасу своему забываешь, что процесс - не слишком гуманен...). Актёр, обнажённый по пояс в роли чёрного быка. Он сражается и говорит с конём, он кричит ему: "Мой брат! Мы всё время в единоборстве, но для чего - не знаем... Красным окрасился песок... Это не мой страх и не моя смерть!.. Да, я Минотавр, чёрное копыто... Сражаясь, я бываю повержен и умираю от твоей руки... Мой брат... Завтра, как всегда, я повторю эти слова, но нас никто не услышит!" Паузы, барабанный бой, слова подхватывает музыка... Потрясающий номер. Потрясающая работа всадника, лошади, актёра и режиссура! (Rafi Durand) Rejoneadors. "Это сногсшибательный номер, по моему мнению, один из лучших, даже не смотря на то, что актёр вынужден здесь рычать и выть. В этом танце мы сумели донести всё то, что невозможно объяснить словами. Это новый уровень, необходимый для современного конного номера",- рассказывает Стефан Ролан. Несмотря на "шикарность" шоу, очевидно, что в моменты, которые потрясают, - вложение таланта гораздо больше, чем их прямая себестоимость. Конечно, фигурные смены (шайры "в руках") 22 лошади - это дорогой гарнир к подобным номерам. Но выстроены они весьма изящно. Особенно свет! А демонстрация под музыку Вангелиса "в руках" пассажа, пиаффе, каприолей и курбетов смотрится после Паскаля и Рафи тоскливо и грубо... Слишком много хлыстов и верёвок...(Сразу вспоминаешь нашего А.Невзорова "на ошейнике". С тоской...) Всё это напоминает плохой балетный дивертисмент, чтобы зрители отдохнули после захватывающего действия... Но это дань традиции подобных спектаклей. Предпоследний номер - Lorenzo. Юноша в костюме a la Миронов в "Достоянии республики".... "Я в женщин... не стреляю" Представьте себе его, легко перепрыгивающего невысокий чухонец, а за ним, как река, препятствие легко перетекают четыре серых лошади... На лошадях не надето ничего! Вот он стоит ногами на двух лошадях, совершенно голых, управляемых только двумя тонкими хлыстиками... а вот на четырёх.... Легко меняет направление, прыгает через препятствие, прыгает тройную систему, легко перепрыгивает жердь, когда под нею скачут лошади, приземляясь на их спины ... Один раз он соскальзывает... Легко ли... одна лошадь в резком повороте "ровняет линию" в галопе, пока другая рысит... Обе, виновато понурив головы, бегут к своему "кумиру". Видно, что лошади его обожают. Стефан Ролан: "О Лоренцо можно говорить много или не говорить ничего. В своём деле он маг и волшебник. Я счастливчик, что работаю с ним. Каждый, кто видел его номер, предлагают ему тотчас выгодную работу, но артист остаётся в Авиньоне." И не удивительно! Ведь работать с подобным режиссёром - это редкая удача! Похоже, все артисты шоу это понимают. Больше всего в запомнившихся номерах трогает ЛЮБОВЬ. Между человеком и лошадью. Как замечательно, что режиссура её высветила. Ведь это самое главное! Обсуждая вечернее шоу этого года в Ленэкспо на конных форумах интернета, каждый вспоминал, что он видел когда-то... Как жаль, что всё это нельзя собрать вместе - все лучшие мировые номера конного шоу - и посмотреть их всем миром, чтобы никто уже не мог сказать: "Да брось ты мучиться! И так будут хлопать"... И пусть конные шоу будут всегда достойны этого чуда - ЛОШАДИ! Елена Чубарова, руководитель театра Танца "Хай-Хэт" http://highhatdance.narod.ru/,myshabalerina@yandex.ru |
Vip ложа | На сцене и вне её | Боль | Лошадь и танец | Искра божья | Коллекция праздников Дневник Исидоры-2 | Пляшите! Вам письмо! Змеи Петербурга | Что-что?.. - переведите! Send mail to
myshabalerina@yandex.ru with
questions or comments about this web site.
|