|
|
Существует мнение, что Бартабас - создатель конного философского театра "Зингаро" - оказался между двух зрительских слоёв. Одним, связанным с лошадью чисто утилитарно, часто чужда сфера сакрального и уж тем более выбор музыки и трактовки, другие - привыкли смотреть на лошадь, как на лошадиную силу на четырёх ногах... (лошадь - отдельно, Стравинский - отдельно).
Одни придирчиво оценивают танцовщиков, другие - чёткость исполнения пиаффе (элемент выездки). Высказываются мнения, что его произведения стали понятны только последователям эзотерических течений.
Однако, мало кто говорит о Бартабасе как об исключительно образованном человеке и режиссере, а не только как об одном из тех немногочисленных людей, кто понимает лошадь как себя.
Отсюда часто нелепые и странные статьи, которые можно прочесть о "Зингаро".
Ведь и журналисты - тоже зрители.
Так, вернувшись с "Лебединого озера" в Мариинке, некоторые помнят радостно только тот момент, когда оступилась прима. (Непонятно, как оно ещё живо - это "Лебединое озеро"?..)
Что касается нашей подборке о Бартабасе, то она адресована в первую очередь людям искусства, т.к. в его интервью можно найти универсальные истины, относящиеся к театру как к таковому, и, в частности, к танцевальному.
Относительно "Триптиха", спектакля, предшествующего "Коням ветра" - вот вкратце наше мнение.
"Триптих" я "живьём" не видела. Канал "Культура" показал видео фильм. Так мы познакомились с этим спектаклем...Друзья позвонили, когда представление уже шло вовсю. На последних нотах "Весны священной" Стравинского. Казалось, первая часть была потеряна... Через месяц выяснилось, что знакомые знакомых случайно записали именно первую часть. Потом у них закончилась кассета...И вот, наконец, воссоединение состоялось. Несмотря на кажущееся отсутствие сюжета, смотреть спектакль нужно было целиком. Смотреть нужно было ночью, когда твое время принадлежит только тебе и ритм современной жизни не подхлестывает отупевшие чувства. Не было клипового мелькания. Поначалу все казалось скучным и монотонным. Почему-то вспомнилась фраза из фильма "Анна Павлова": "Стравинский говоришь? - Эх, Сережа, (Дягилев, прим. авт) умирать будем - Чайковского попросим!" А потом... Совмещая две части видео и одновременно переписывая его знакомым, я посмотрела "Триптих" четыре раза. То, что вначале показалось слишком медленным, обрело в моем сознании другую параллельную жизнь. Так иногда в одиночестве, в полутьме конюшни, остановишься погладить лошадь и тихо скажешь: "Я восхищаюсь тобой... Я хочу понять тебя... " Освободишься усилием воли от "трезвости" дурацкой человечьей, раскроешь "ракушку" свою... И вдруг это космическое создание посмотрит на тебя с удивлением и интересом... И тот самый миг - катарсис, очищение - ради которого столько трудятся на сцене люди, возникнет сам собой. Многое, когда-то бурно переживаемое, мы через неделю не можем вспомнить... Конечно, своих лошадей мы помним всегда... Но лошади Клемана Марти ...Это особая страница в нашем восприятии мира, искусства, музыки и танца.
Когда-то, в первый раз увидев Фреда Астера, танцовщика всех веков и народов, как сказал о нём Баланчин, я поняла, каким ВЫСОКИМ может быть Танец. А увидев Бартабаса со своим конём Зингаро в номере на воле - уже с тоской смотрела на джигитовку и вольтижировку банального цирка. Да, чтобы отличить подлинник картины от подделки, не обязательно уметь рисовать, надо смотреть. Хотя бы изредка. И пытаться почувствовать разницу...
|